Дневник предпринимателя и любителя Оружия (hilazhev) wrote,
Дневник предпринимателя и любителя Оружия
hilazhev

  • Mood:
  • Music:

ДП №31. Публикация в Клубе Директоров. Часть третья.


Ты не художник, ты работник у станка

Что нас отличает от молодых предпринимателей в сфере общепита — то, что мы каждый день стараемся стандартизировать процессы, все показатели перевести в цифру, у нас нет такого — на глаз.

Например, повар приходит, говорит — я свободный художник, сегодня проснулся и почувствовал, что в этом блюде не хватает немножко корицы. На что мы поясняем — ты не художник, ты работник у станка. Твой станок — кухонный стол. Никаких «проснулся и почувствовал, что нужно корицы добавить» — быть не может. Есть четкие технологические карты, есть четкие калькуляционные карты, есть технология производства блюд, никакой отсебятины.

У нас очень много усилий ушло на то, чтобы стандартизировать вкус блюд на всех наших точках. Многие думают, что кухня — это сродни искусству, а на самом деле кухня — это производство, такое же, как производство деталей из металла. Если при производстве деталей ты работаешь на токарном станке с металлом, то здесь ты работаешь с органическим сырьем, с плитой и со столом. Когда к нам приходят свободные художники, мы или приводим их в чувство, или предлагаем поискать другую работу.

Многим бизнесменам, в основном начинающим, повара садятся на уши, рассказывают красивые истории. Они у них идут на поводу — и вылетают в трубу, потому что не следят за закупкой и производством. Общепит — это, прежде всего, управление себестоимостью производства.

КД: Откуда привлекли инвестиции?

Ренат: Личные накопления и частные займы. За 8 лет партнерства с Марией мы откладывали средства на покупку готового бизнеса или на воплощение хорошей идеи. Насчет привлечения инвестиций проблем нет — у меня друзья и одноклассники говорят: если видишь интересное место, считаешь, что там будет хорошая столовая, скажи, и мы тебе в течение двух суток деньги привезем.

Ренат Хилажев: выбор ниши для серьезного бизнеса - интервью

Еще какую ошибку мы в прошлом году сделали — за короткий промежуток времени открыли сразу две дополнительные точки. Оказывается, есть такой закон в бизнесе, что нельзя прирастать новыми точками больше, чем на 30% в год. В начале 2015 года было две точки, мы в июле открыли еще один натурфастфуд, в октябре открыли фабрику кухни и столовую. И… упало качество на всех точках, не смогли его выдержать — так снизился контроль. Получили негатив гостей, получили снижение выручки, очень много времени ушло, чтобы догнать то качество, которое было при двух точках.

Две точки контролировать легко, а четыре — уже сложно. Рост в общепите должен быть таким: точку открываешь — 3-4 месяца отлаживаешь работу. Открываешь следующую — опять 3-4 месяца отлаживаешь. Не постоянно кривая по экспоненте растет, а так: идешь в гору, потом двигаешься по плато. Три-четыре месяца, полгода выстраиваешь все процессы, людям вкладываешь в руки навыки.

О прозрачности. Дневник предпринимателя

КД: Вы ведете блог. Какую пользу он вам приносит?

Ренат: Блог показывает нашу открытость. Нас читают, а потом звонят и говорят: у нас на заводе есть 4 столовых и 5000 рабочих, мы хотим, чтобы ты нас кормил, — не хотим больше ту ужасную еду, которую нам сейчас отдают подрядчики.

После поста про халяльную столовую на меня вышел директор одного из интернатов в Уфе и предложил взять его столовую на аутсорсинг, организовать шестиразовое питание детей. Встречались и обсуждали. Прикидываем, насколько мы сможем это осилить. И с заводскими столовыми, и со столовой школы интерната мы взяли паузу, так как для начала нужно создать крепкое тыловое обеспечение. Над этим сейчас и работаем. Максимум, что сделаем в этом году — возьмем еще одну столовую на обслуживание.

Блог в этой части делает нас прозрачными, люди нас могут понимать, они говорят: мы понимаем, как вы думаете, мы понимаем, как вы принимаете решения. Мы хотим с вами работать, мы готовы давать деньги, готовы вести с тобой дела, вступать в партнерские отношения.

Для этих задач блог — очень классная вещь. Кроме того, в течение дня рутина заедает. Например, кончились игрушки или коробочки для детских наборов. Нужно решать. Эти процессы сейчас делегируем, но все равно рутина выползает и забирает все рабочее время. Здесь блог помогает тем, что позволяет фокусироваться на одном вопросе. Когда пишешь — посещают озарения, о которых никогда бы не додумался. Очень полезно.

У меня партнер сначала к этому с некоторым скепсисом относилась. Сейчас нормально. На блог я трачу личное время, а не рабочее. Это время не ворую у производственных процессов и не ворую у семьи. Пишу рано утром, когда просыпаюсь, либо, наоборот, на ночь, когда все спят. Кроме того, блог читают наши клиенты — и тут включается сарафанное радио)

Также блог помогает тестировать новые услуги — например, мы запускаем доставку готовых обедов в офисы, договорились с Яндекс.Такси, что они будут отвозить наши обеды. Сейчас отрабатываем технологию. Блог позволяет контактировать непосредственно с собственниками бизнеса, они читают и говорят: да, мы готовы заказывать у вас эти обеды.

КД: В заключение — один совет бизнесменам, который вы считаете самым важным.

Ренат: Как говаривал один ротный из разведки, «тяжелая паранойя и здоровая бдительность — суть синонимы!»

P.S. Помните цели студента-историка, записанные в тетрадке? Так вот, за 10 лет предпринимательства была создана мощная бизнесовая инфраструктура.

Финансы: надежный партнер Мария, один из лучших финансистов в Республике. За время работы в финконсалтинге довелось познакомиться с большим числом «фиников». На фоне Марии они все выглядят очень бледно.

Банки: ближайшие друзья — директора, зампреды и управляющие банков, старшие товарищи — собственники двух банков и владелец крупного информационно-аналитического банковского портала.

Аудит: близкий старший товарищ — заместитель генерального директора в крупнейшей аудиторской компании РФ.

Юриспруденция: среди друзей — компетентные юристы, которые создают прецеденты в арбитражной практике РФ.

Плюс обширные связи в бизнес-сообществе и добрые отношения со многими регуляторами и надзорными органами.

Так что старики Кийосаки и Трейси были правы!!!
Спасибо за уделенное время ресурсу Клуб Директоров, Саше Ивановой и Наталье Лайт!
Оригинал статьи вот здесь.

Tags: СМИ, дневник предпринимателя, клуб директоров, общепит
Subscribe

Posts from This Journal “дневник предпринимателя” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments